Обработка фискальных данных — новый сегмент ИКТ рынка. Возможности взаимодействия ОФД с существующими игроками

3 июля 2016 года был подписан ФЗ-290, который вносит серьёзные изменения в ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»

Основные изменения:

  • Все фискальные данные с кассового аппарата должны в режиме реального времени передаваться в ФНС;
  • Новый участник – оператор фискальных данных (ОФД). Им принимаются сведения обо всех пробитых чеках в электронном виде, и далее передаются в налоговую инспекцию с помощью интернета;
  • У покупателей появится возможность проверить чек на портале ОФД или через мобильное приложение ФНС.

Схема взаимодействия указана на рисунке ниже

Рис. Процесс передачи фискальных данных. Источник: https://platformaofd.ru/
Рис. Процесс передачи фискальных данных. Источник: https://platformaofd.ru/

 

Из схемы мы видим следующий порядок  взаимодействия участников:

  • Кассир пробивает чек, при этом по требованию покупателя, чек может быть выслан на электронную почту или sms;
  • Данный чек с помощью фискального накопителя (ФН) в кассовом аппарате подписывается, шифруется и по телекоммуникационным каналам передается ОФД. По закону максимальная задержка передачи фискальных данных не может превышать 30 дней. В случае превышения данного срока, ФН блокируется;
  • ОФД расшифровывает полученные данные и проверяет электронную подпись. В случае успешной проверки, передает по телекоммуникационным каналам связи ответную квитанцию в кассовый аппарат;
  • ОФД, согласно утвержденному с ФНС регламенту, передает по телекоммуникационным каналам связи данные в ФНС.

«До передачи данных к ОФД за достоверность и бесперебойность отвечает владелец ККТ. После получения подтверждения от ОФД ответственность за сохранность, полноту и дальнейшую передачу данных перекладывается на оператора фискальных данных» — комментируют эксперты компании «Платформа ОФД»

Нетрудно заметить, что ОФД становится ключевым участником данного процесса. Какие же требования предъявляются  к ОФД?

Согласно 54-ФЗ, ОФД должен иметь:

  • Экспертное заключение о соответствии технических средств, позволяющих осуществлять обработку фискальных данных, требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

«В соответствии с требованиями закона 54-ФЗ, Федеральной налоговой службой определена отдельная Методика проведения экспертизы моделей ККТ и технических средств оператора фискальных данных, которой руководствуются экспертные организации (в реестре ФНС России на сегодняшний день 4 таких организации). Основные критерии готовности инфраструктуры ОФД связаны с обеспечением функций и обязанностей, возложенных на операторов фискальных данных законодательством, таких как получение, проверка достоверности, систематизация, накопление, хранение и передача фискальных данных в налоговую службу» — комментируют эксперты компании «Платформа ОФД»

  • Лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи и деятельности по технической защите конфиденциальной информации;
  • На праве собственности или праве аренды размещенные на территории Российской Федерации объекты недвижимости (здания, сооружения, помещения), в которых размещаются технические средства, осуществляющие обработку фискальных данных, и на праве собственности средства формирования фискального признака и проверки фискального признака.

«Проверяются технические возможности ОФД по обеспечению работоспособности сервиса. Из документов:

  • Лицензионные документы оператора фискальных данных;
  • Свидетельства собственности оператора фискальных данных на ТС ОФД;
  • Свидетельства информационной безопасности ТС ОФД;
  • Комплект технической (проектной) документации на модель ТС ОФД, позволяющий выполнить анализ соответствия ТС ОФД;
  • Комплект эксплуатационной документации на модель ТС ОФД, позволяющий выполнить анализ соответствия требованиям законодательства процессов эксплуатации ТС ОФД»

комментируют эксперты компании «Платформа ОФД»

 

Когда закон вступает в силу

С 1 июля 2017 года все компании, использующие контрольно-кассовую технику (ККТ), должны будут предавать данные через ОФД в ФНС. Кроме того, согласно закону, в срок до 1 июля 2018 года это коснется в том числе интернет-магазинов, торговых автоматов и платежных терминалов.

 

Возможная кооперация участников рынка

В связи с тем, что никаких юридических и технических ограничений по аутсорсингу услуг IT для ОФД в законодательстве не найдено, вполне ожидаемо сотрудничество между ОФД и телекоммуникационными операторами и провайдерами IT-услуг, у которых уже  довольно большой опыт и имеющееся в наличии средства для выполнения требований регуляторов.

На текущий момент, по данным ФНС, в России зарегистрировано более 2 млн. единиц контрольно-кассовой техники. Довольно сложно представить объём и количество транзакций, который будет поступать к ОФД, а с учетом того, что многие компании оставят решение на последний день, можно предположить, что это будет совсем не линейный рост.

Так, например, с учетом неопределённости на данном рынке, как с точки зрения его роста, так и с точки зрения сопутствующих сервисов, не выгодно держать большой объём вычислительных мощностей. Намного удобнее наращивать его с помощью IT-провайдеров  по мере необходимости и в кратчайшие сроки.

Это же касается и вопроса хранения данных. Покупка больших, производительных СХД с загрузкой их  не на полную мощность, может быть финансово не целесообразна. Ко всему прочему, ФЗ-54 устанавливает требования к ОФД о необходимости хранить получаемые данные не менее 5 лет. Ряд поставщиков ИТ-услуг предлагают специальные сервисы по экономичному хранению архивов данных.

Один из немаловажных факторов это гарантированные каналы связи как с ФНС, так и с торговыми точками (кассовыми аппаратами). Это вопрос правильно доверить Операторам связи, которые в ограниченные сроки смогут обеспечить каналом связи практически в любом месте. Было бы странно не воспользоваться данной возможностью.

Еще один вариант синергии – возможность использовать IT-провайдера, как резервную площадку. По примеру страховых компаний, многие из которых уже воспользовались технологической и рыночной возможностью по эффективной и экономичной организации резерва на мощностях поставщиков услуг ИТ-инфраструктуры в связи с вступлением в силу в январе этого года требований Центрального банка к обеспечению непрерывности процесса выдачи и обработки полисов ОСАГО.

Ну и конечно, краеугольный камень любой ИТ-системы – информационная безопасность. Здесь правильнее довериться ИТ-провайдерам с штатом экспертов в этой области, опытом работы, и наличием качественных средств защиты информации, в том числе сертифицированных (с учетом специфики ИТ-систем)

Важный момент, что информационная система ОФД  интегрируется с системой ФНС и, соответственно, должна удовлетворять требованиям к 4 классу защищённости государственной информационной системы (ГИС 4)   (Приказ ФСТЭК России № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах»). Требования, предъявляемые к ГИС 4, схожи с требованиями предъявляемые  к информационным системам обрабатывающим персональные данные с уровнем защищенности 3 (УЗ-3,  Приказ ФСТЭК России № 21).

На рынке есть игроки, которые знакомы со многими перечисленными вопросами, и, давно и успешно закрывают их. Значительный опыт был накоплен поставщиками услуг в рамках подготовки к вступлению в силу закона ФЗ-152 «О персональных данных», реализованы платформы и имеются в наличии готовые к размещению ИСПДн технологические мощности, отвечающие требованиям регуляторов.