Жизнь в «облаках»

размещено в: Новости компании | 0

00_new_05

Еще несколько лет назад редкий бизнесмен понимал смысл фразы «облачные решения для бизнеса». Сейчас эти технологии предлагают все крупнейшие западные IT-компании, а некоторые даже сделали ставку на их разработку как на стратегическое направление бизнеса. В России облачные решения для бизнеса предлагает компания IBS DataFort. Ее генеральный директор Евгений Николаев рассказал, сколько экономит клиент, ушедший в «облака», как сказался на бизнесе закон о персональных данных 152-ФЗ, вступающий в силу 1 сентября этого года, и какие нюансы скрывают прайсы иностранных поставщиков услуг.

 

— Как будет выглядеть рабочее место будущего?

— Вы пришли на нашу встречу с ноутбуком. В такой громоздкой технике не будет нужды. Понадобится, во-первых, устройство ввода. Может быть, это будет клавиатура, а возможно, и управление голосом и жеста¬ми. Во-вторых, экран, подойдет даже телевизор. И, наконец, небольшая коробочка или телефон, подключенные к интернету. Причем мобильный может быть не очень мощный — все программы, информация, вычисления будут проходить в облаке.

— Какие компании в России чаще других пользуются облачными технологиями? 

— Популярнее всего «облака» у страховых и финансовых компаний и тех, кто уже попробовал за рубежом аналогичные услуги и теперь внедряет их в России.

Спрос определяется не развитием облачных технологий, а готовностью компаний отдать бизнес-процессы на аутсорсинг. У крупнейших российских холдингов бюджеты настолько велики, что они создают все, что угодно, в рамках своей структуры — в том числе внутренних аутсорсеров. Мелкий бизнес в России пока настолько мал, что экономия на процессах немногое может ему дать. В государственные структуры идея, что можно часть услуг отдавать на аутсорсинг, проникает медленно. Так что наши основные клиенты сейчас — достаточно крупные негосударственные коммерческие структуры. Но опыт показывает, что экономия на издержках от содержания собственной IT-службы и серверов начинается для компаний со штатом от 100 человек.

— Много ли экономит облако? 

— Экономия достигается не столько за счет использования облачных технологий как таковых, сколько за счет получения облачных технологий в виде услуги. Как правило, эта цифра составляет 40%. Представь¬те, что вы хотите пить, а в продаже только пятилитровые бутылки воды. Если вы бы покупали по стакану, не факт, что вы выпили бы все пять литров.

Покупая компьютерное оборудование, компания платит за целую бутылку. Но редко когда понятно, сколько воды будет выпито. Здесь и проявляется одно из преимуществ облачных услуг. Вы платите только за то, чем воспользовались. Причем не нужно ни модернизировать, ни ремонтировать сложную ИТ-инфраструктру — все делает поставщик услуг. Можно не думать, на какую перспективу какие мощности нужны. При необходимости их можно практически мгновенно нарастить и так же быстро отключить. А главное — подогнать точно под запрос компа¬нии. Объем облачных ресурсов клиент может поменять (увеличить или уменьшить) самостоятельно в любое время. Именно в по такой концепции сформирована наиболее востребованная нашим заказчиками услуга DF Cloud On Demand.

— В чем разница между массовыми облачными услуга¬ми и профессиональными сервисами для корпоративных клиентов? 

— Для простоты можно сравнить с покупкой одежды. Есть супермаркет, где полным-полно типовой одежды и не всегда можно найти консультанта, который помог бы грамотным советом. С другой стороны, есть ателье, где клиенту сошьют костюм лично для него. Только в мире ИТ речь не об одежде, а о случаях, когда клиент покупает себе оборудование и заказывает программы. Мы же в IBS DataFort позиционируем себя как бутик. В нем есть набор костюмов, сшитых по стандартным лекалам. Но вам предложат подогнать их под фигуру, принесут кофе, чтобы скрасить ожидание. Так и мы подбираем клиенту из стандартных кубиков облачных сервисов такой набор, который соответствует имен¬но его прикладным задачам.

— И выходит дешевле, чем у иностранных сервисов? 

— Здесь есть одна тонкость. Если смотреть прайс-лист, особо в него не вчитываясь, то даже сейчас, после падения курса, аналогичная услуга на первый взгляд может стоить у наших иностранных коллег дешевле. Но многие сервисы у них выделены в отдельный блок и оплачиваются дополнительно. Например, приоритетный доступ к службе поддержки или консультирование, без которых сложно обойтись. У IBS DataFort все это идет как включенное по умолчанию. Так что если сравнивать все в комплексе, наши расценки никак не выше.

— Похоже, падение рубля оказалось вашему бизнесу на руку? 

— Оно помогло в двух вещах. Бюджеты в компаниях начинают планировать обычно где-то в сентябре и утверждают в начале следующего года. Финансовые планы оказались сверстаны по курсу рубля на начало осени. Теперь задачи остались, а инвестиций под них не хватает. Нельзя же купить три четверти сервера или оставить каждого пятого сотрудника без компьютера? Клиенты задумались об альтернативе — облачных сервисах.

Кризис повлиял не только на бюджеты. Упала и маржинальность бизнеса. Начались раздумья, можно ли часть бизнес-процессов организовать менее затратно, не проиграв в эффективности. И тут клиенты вспомнили о зарубежном опыте, где все больше и больше процессов отдается на аутсорсинг вроде облачных сервисов.

— Закон 152-ФЗ требует с 1 сентября этого года хранить обработанные в интернете персональные данных россиян на серверах в России. Это помогло привлечь новых клиентов? 

— Безусловно, как и с любым нововведением, есть категория «первопроходцев», бизнес которых наиболее чувствителен к соблюдению законодательства и репутационным рискам. Совместно с заказчиками из этой категории IBS DataFort реализовал несколько проектов еще прошлой осенью, когда закон еще только проходил чтения в палатах. В настоящее время мы реализовываем подобные проекты для ряда заказчиков.

Тем не менее, поскольку еще нет четких объяснений, как будет работать за¬кон, то диалог с большинством клиентов, погрузившихся в тематику защиты персональных данных, еще в ранней стадии компании просчитали, сколько денег и усилий потребует от них перенос в Россию персональных данных, которые сейчас хранятся и обрабатываются за рубежом. Для многих речь о нескольких десятках миллионов долларов. Поэтому ряд компаний не торопятся и ждут ясности, какие данные нужно переносить в Россию. Для клиентов данной категории у нас сейчас развернуто более 10 опытных зон.

Кстати, есть однозначное понимание, что те, кто еще не приступил к реализации мер по обеспечению соответствия, без приобретения облачных сервисов в срок к 1 сентября не успеют, так как у интеграционных проектов куда более растянут период реализации. А услугу DF Cloud можем подать клиенту на следующий день после подписания стандартных договорных документов.

— Что такое «опытная зона»? 

— Мы так называем тестирование, когда клиент ограниченное время пользуется нашими услугами бесплатно. Обычно на это уходит около месяца: компания разворачивает в облаке свои прикладные системы, проверяет их в работе, разбирается в предлагаемых нами системах информационной безопасности. Как ни странно, первый вопрос многих клиентов в разговоре про облачные услуги отнюдь не про ее преимущества или состав услуги, а про безопасность.

— И что же вы им отвечаете? 

— Набор стандартов безопасности, которые используют разные компании, не очень разнообразен и во многом продиктован государственными нормативно-правовыми актами и внутренними политиками компаний. Так что разговор простой: клиент называет нам стандарты, которых придерживается, и мы обсуждаем технические решения, которые ему комфортно использовать для соблюдения этих требований. Например, если говорить про закон о защите персональных данных, в нем прописан определенный набор правил, требования к составу сертифицированных средств защиты. 80% требований решается типовым набором сервисов информационной безопасности IBS DataFort.

— Получается, что работа компании ставится в зависимость от канала связи. Если интернет «отрубится», сотрудников можно распускать по домам. 

— На это есть одно простое возражение. В России сейчас попросту не существует проблем с обеспечением надежной связи, и мы можем предложить любое решение по ее обеспечению.

 

Harvard Business Review, июнь-июль, 2015.